Домой Мода Путешествие в мир столетних кожухов

Путешествие в мир столетних кожухов


В Тернопольском областном краеведческом музее хранится коллекция древних кожухов, среди которых есть один особенный

Украинская пословица напоминает нам: «Солнце — на лето, зима — на мороз!». Именно последний месяц зимы считается таким, что имеет лютый нрав, славится метелями и морозами. И хотя в последние годы февраль немного «сдает» свои позиции, в этом — мороз и снегопады таки были. А что можно противопоставить холоду? Правильно — теплую одежду. Так есть и было всегда, но люди шили одежду, которая бы не только согревала тело, но и была удобной, в конце концов – стильной и красивой. Это касается и традиционного шерстяного кожуха, без которого когда-то не обходилась ни одна украинская семья зимой.

В этом убедился собственный корреспондент Укринформа, который в поисках интересного экспоната посетил Тернопольский областной краеведческий музей, в котором собрали уникальную коллекцию древних кожухов из разных уголков Тернопольской и Ивано-Франковской областей.

ТАМ, ГДЕ ЖДУТ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ВО ВРЕМЕНИ

Тернопольский областной краеведческий музей – старейший в области.

— Идем к своему 110-летию со времени открытия. Проходили годы-десятилетия, а музейные экспозиции пополнялись материальными воспоминаниями о тысячелетней истории края, – говорит директор музея, председатель Тернопольской областной ячейки Национального союза краеведов Украины Степан Костюк.

Он отметил, что сейчас музей работает в специфических пандемических условиях, но принимает небольшие группы экскурсантов или отдельных ценителей украинской старины, которая иллюстрирует историю Тернопольщины от древности до наших дней.

Узнав, что меня интересует, директор музейного учреждения направил меня к главному хранителю фондов музея Ирине Ленчук.

Ірина Ленчук
Ирина Ленчук

— У нас более 256 тысяч музейных экспонатов. Разумеется, в трех отделах – природы, древней и новейшей истории всех их разместить нереально, поэтому часть из них хранится в фондах. Настоящих путешественников во времени там ждут интеллектуальные неожиданности. Есть там и народная одежда, в частности кожухи, – говорит Ирина.

И вот я на пороге одного из фондовых хранилищ музея.

Встречает меня завсектора отдела фондов Галина Завиша.

Галина Завіша
Галина Завиша

— В этом хранилище – прекрасные коллекции декоративно-прикладного искусства: изделия художественной керамики, ткани (в частности, известной и весьма уважаемой в Европе бучацкой золототкацкой мануфактуры), народная одежда, художественно обработанная кожа и дерево, там же – уникальные «борщевские» вышиванки.

— Вижу здесь и шкафы с лаконичными надписями – «Кожухи».

— Да, за более чем столетнюю деятельность музея собрана солидная коллекция едва ли не самой популярной древней верхней зимней одежды украинцев — кожухов.

— А сколько их в этих шкафах?

— Почти полсотни. Их возраст — конец XIX — начало ХХ веков, — говорит Галина Завиша, открывая дверь. А за ней — и главный «кожушный» экспонат музея.

ВСЕМ КОЖУХАМ КОЖУХ

Галина осторожно снимает с вешалки старую, но еще хорошо сохранившуюся традиционную зимнюю одежку галицкого селянина. Вижу, что кожух довольно тяжелый, поэтому беру его в руки.

— Ого, да он килограммов 15 весит, тяжелая была ноша!

— Тяжелая, да теплая! Вы же посмотрите, какая кожа, как она хорошо выделана, а какая густая шерсть!

— Этот кожух выглядит добротно. Прочные швы, сохранившаяся овчина, вставки, воротник, цветные вышитые смушки. Сколько же лет этому «экспонату»?

— Не менее 140 лет.

— Ничего себе, «кожушина»! Я так понимаю, это настоящий патриарх среди вашей музейной коллекции верхней зимней одежды?

— Ну, можно сказать и так.

Прошу Галину рассказать об этом кожухе, и она обращает мое внимание на инвентарную карточку экспоната, своеобразный «паспорт», в котором зафиксированы все известные данные о кожухе.

— Видите, здесь написано, что «кожух довгополый, приталенный, с небольшим воротничком, белый. Воротничок на груди прошит. Края зубчатые. Длинные полы кожуха сзади собраны в сборки на поясе. Внутренние карманы вертикальные, обшиты мехом».

Нижние полы и рукава тоже обшиты мехом. Это добавляет определенной праздничности кожуху. Вообще, мех в кожухах, кроме практической, имел также важную декоративную роль.

И, кстати, им часто обшивали воротник, рукава, все полы кожухов. Эта традиция у восточных славян известна еще со времен Киевской Руси.

Замечу, что праздничность кожуха не ограничивалась декором, а проявлялась также в крое, конструктивных линиях изделия. Так, линии сопряжения деталей в народной одежде, в том числе и в кожухах, никогда не скрывались, а использовались в качестве декоративного элемента.

В кожухах между двумя деталями вставляли ремешок или цветную полоску сукна, или же прикрывали шов сверху.

— А откуда этот кожух попал в музей, из какого района Тернопольской области?

— Кожух нам передали еще в 1979 году из Теребовли.

— Из Теребовли? Да это мой родной город, надо же, вот так встреча с «кожушным земляком»! А кто был его хозяином?

— Кожух принадлежал семье Левицких. Он передавался из поколения в поколение, как семейная реликвия или приданое. Собственно, в конце 1970-х годов этот 140-летний кожух и передала нам на хранение его хозяйка из Теребовли, Евгения Левицкая.

«КУДРИ», «ЗУБЦЫ», «ЕЛОЧКИ» И «ДУБОВЫЕ ЛИСТЬЯ» КОЖУХА

Один за другим завсектора отдела фондов Галина Завиша вытаскивает из шкафов кожухи, рассказывая об особенностях их пошива, отделки.

— Вот вы видели, что в том кожухе из Теребовли швы обшиты кожаной лентой с красными виточками-ниточками.

— Да, довольно деликатный, сдержанный орнамент…

— В арсенале средств отделки кожухов выделяются нити, сукно, сафьян, металлические капели, мех и тому подобное. Шире всего употреблялись пряденые льняные или шерстяные нити, окрашенные растительными красителями. Под конец XIX века, кроме этих сортов, кушниры использовали фабричные: гарус, хлопковые, шелковые. Нитки использовали прежде всего для вышивки по коже.

— А какие техники вышивки использовали на Тернопольщине?

— Из вышивальных техник у нас чаще всего применялись золотое шитье, крестик, «стебновка», «козлик», цепочный шов.

Нередко они были дополнением к другим средствам и техникам отделки – аппликации, нашивание сафьяном. Только на кожухах из дубленой кожи преобладала вышивка «козликом», «стебновкой» («кривулькой»), и очень часто она была единственным украшением (кроме меха).

— Как эти орнаменты создавали на таких грубых кожухах?

— Орнамент вышивали непосредственно на деталях изделия. Контуры самых сложных мотивов или весь узор сначала наносили на кожу тупым концом ножа, карандашом или углем, а затем вышивали.

— А какими были пуговицы в древности?

— В отделке кожухов шерстяные нити, кроме вышивки, использовали также для изготовления небольших пуговок-шариков («косиц»), которые нашивали на кожухи. Такие пуговицы были разноцветными или однотонными, размером до 2-3 см в диаметре.

Еще добавлю, что на Тернопольщине одной из основных техник отделки кожухов была аппликация сафьяном и сукном. Эта техника, очевидно, одна из древнейших, и происходит она от вытынанки. В XIX — начале XX века аппликациями украшали кожухи по всей Украине, но больше всего эта техника была распространена на Прикарпатье.

Также Галина Завиша рассказала, что в начале XX века в связи с нехваткой материала (сафьяна) в некоторых регионах аппликацию вытеснила вышивка.

По древним образцам, хранящимся в музее, в определенной степени можно проследить развитие техники аппликации кожухов. Самый простой способ — это прикрепление к изделию вырезанных украшений только в нескольких местах. Но в XIX веке повсеместно применялся другой способ: вырезанные из сукна или сафьяна узоры не просто прикрепляли к основе изделия – по краям аппликаций клали шерстяную цветную нить и все вместе мелкими стежками пришивали. Очевидно, сначала, руководствуясь практическими соображениями (чтобы прочнее прикрепить украшение), мастера мимоходом достигали определенного декоративного эффекта. Впоследствии этот способ закрепился в традиции и в конце XIX века наблюдается повсеместно.

— Рельефная шерстяная нить прикрывала края аппликации, обрамляла и четче выделяла орнаментальные мотивы. Зеленые, красные или розовые нити, контрастные по цвету или в тон к сафьяну, придавали ему определенный оттенок, влияли на общий колорит отделки. Самыми распространенными были крючкообразные «кудри», «зубцы», «раки», «елочки», «дубовые листья».

На вышитых кожухах орнамент чаще всего выполняли «козликом» и золотым шитьем. Орнаментальные мотивы, да и весь декор в целом, постепенно усложнялись, в зависимости от техники выполнения и материала. Так, на вышитых узорах любимыми были треугольнички, розетты («мотыли», «зирнички»), цветы («розы», «тулипани»). Вышивали также распространенную в украинском народном искусстве ветку с мелкими цветами и листочками, – говорит Галина Завиша.

В отделке кожухов растительный орнамент сочетался преимущественно с геометрическим, их соотношение зависело от местных традиций.

ЧТО НИ КОЖУХ, ТО СВОЙ ФАСОН

Интересный штрих: в различных этнографических зонах Тернопольщины были свои особенности пошива и отделки кожухов. По крайней мере, когда рассматриваешь коллекцию кожухов в Тернопольском областном краеведческом музее, то видишь, насколько они отличаются в зависимости от того, где были пошиты.

Весільні гості. Кінець XIX ст. Село Токи Підволочиського району на Тернопільщині
Свадебные гости. Конец XIX века. Село Токи Подволочисского района Тернопольской области

— На Тернопольщине до Первой мировой войны преобладали кожухи отрезные в стане, с присборенной по спинке нижней частью – низ – «юбка» в клинья, обильно присборенная по краям, и длинные, почти до земли. Таких кожухов в фондах нашего музея 19.

— И сколько уходило шкур на такой кожух?

— На длинный кожух использовали 6-7 шкур, их шили мехом внутрь. Такие кожухи еще называли «австрийские». Из одной наибольшей кожи делали перегибку, то есть верх кожуха. Кожу обрезали в виде трапеции и перегибали посередине. Сверху вырезали дырку для шеи, а спереди разрезали на половины. К этому основанию кожуха пришивали клинья, рукава, воротник, полы, которые вырезались из других кож.

Вместо карманов нашивались косые «обманы» из каракуля, это так называемые «прорези», «слепые карманы». Иногда они украшались вышивкой.

У одних кожухов воротник был отложной, у некоторых небольшой, а у других, наоборот, настолько большой, что достигал аж до половины спинки, встречались и стоячие воротники. Полы кожуха не заходили одна за другую, они застегивались на груди мелкими пуговицами, а у воротника и на талии могли завязываться длинными кожаными шнурками с кистями на концах.

Кроме длинных кожухов, на Тернопольщине были распространены так называемые «поясковые» кожухи — тоже отрезные в стане, приталенные, но значительно короче.

Таких древних кожухов в фондах музея 17. На их пошив уходило 4-5 кож.

— Как по мне, короткий кожух чем-то напоминает юбку…

— Такой кожух без плечевых швов, когда низ – с фалдами («усиками»), действительно кроем чем-то похож на юбку. Они тоже застегивались на кожаные пуговицы, искусно выплетенные из тонкого ремешка, иногда были украшены и шерстяными нитками.

Поясковые кожухи украшались более богатой вышивкой, нежели длинные, дополнялись аппликацией из цветной кожи, нашивками из ярких разноцветных плетеных шнуров, кисточками из шерстяных ниток по углам, вышиванием клиньев и различных элементов «бараньих рожек», «зубчиков».

— А существовала какая-то разница между мужскими и женскими кожухами?

— В крое женских и мужских кожухов существенной разницы не было, потому что очень часто шили один кожух на всю семью.

— Это как в рассказе Ивана Франко «История кожуха»?

— Да, там очень образно описано, чем был для галицкой семьи кожух. Чего стоит только эта фраза, что «узимку без кожу́ха – як без духа». Так вот, если между мужскими и женскими кожухами и была какая-то непохожесть, то – в форме воротника, в длине всего изделия, в оформлении нижней части рукавов (с манжетами или без них), а также в отделке или цвете каракуля.

— А вот интересно, как с течением времени происходила трансформация этой обиходной зимней одежды на наших просторах?

— После Первой мировой войны на Тернопольщине преимущественно носили прямоспинные неотрезные в стане кожухи, крой которых древнее, чем отрезных.

Таких кожухов в фондах музея 9. На пошив уходило 3-4 дубленых (цветных) кожи. Они были длиной до колен или короче. Воротник небольшой, преимущественно стоячий, карманы накладные.

Существенной особенностью кроя кожухов Тернопольщины, да и в целом западных земель Украины, была их однобортность, это обусловило симметричное размещение орнамента по краям изделий, его четкое равновесие и так сказать, «ритмичность». На прямоспинных кожухах украшали края, несмотря на смушек, по линии вшивания рукавов и в нижней части, боковые швы и на линии плеча, на кармашках.

В завершение такого своеобразного путешествия в мир древних тернопольских кожухов завсектором отдела фондов музея Галина Завиша сказала, что с середины ХХ века овчинно-кожушное селянское производство постепенно сворачивается. Со временем оно практически исчезает в связи с переходом на использование фабричных тканей, а также из-за повышения цен на сырье, и в конечном итоге, и из-за его отсутствия.

К сожалению, сейчас искусно вышитые кожухи, как и другие собственноручно изготовленные и украшенные бытовые вещи, постепенно выходят из употребления. А настоящий древний кожух сегодня – огромная редкость хотя бы уже потому, что их не шьют на Тернопольщине уже примерно с полвека, если не больше, а то, что существовало, трудно было сохранить в лихолетья войн, пожаров, голода.

Однако сохранившиеся кожухи, несмотря ни на что, можно сегодня увидеть в Тернопольском областном краеведческом музее.

Признаюсь, перед тем, как его покинуть, попросил разрешения у Галины Завишы сделать фотографию в одном из коллекционных образцов кожухов.

Несколько минут, и я уже был одет в белый кожаный, с отрезной талией, со сборками на спине, отделанный шерстяной воличкой и аппликацией кожух. Да и еще в придачу кучму-шапку из бараньего меха надел.

Думаю, эта фотография каждый раз будет напоминать мне об увлекательном путешествии по миру украинской зимней народной одежды, которая является ярким образцом нашей сохраненной духовной и материальной культуры.

Олег Снитовский, Тернополь

Фото автора и предоставлены Тернопольским областным краеведческим музеем



Source link

- Advertisement -Аппараты для лицаАппараты для лица

Stay Connected

- Advertisement -лучший косметологлучший косметолог

Must Read

- Advertisement -Приборы для салоновПриборы для салонов

Related News

- Advertisement -Косметологические лазерыКосметологические лазеры